Фото из альбома

Статистика

Яндекс цитирования

Партнерские сайты

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ

Самосвалы их типы и основные механизмы


За последние десятилетия автомобильным транспортом выполняется все возрастающий объем работ по перевозкам различных грузов и пассажиров. Для увеличения производительности автомобилей, полной механизации разгрузочных работ, а также для максимального использования погрузочных машин были созданы автомобили с устройствами, обеспечивающими автоматическую разгрузку платформы. Такие автомобили получили название автомобилей – самосвалов.
Все автомобили-самоовалы выпускаются нашей автомобильной промышленностью на базе основных марок грузовых автомобилей, однако устройство автомобилей-самосвалов, их грузоподъемность, а также некоторые механизмы отличаются от обычных грузовых автомобилей.


Основным отличием автомобилей-самосвалов от грузовых автомобилей является наличие у них специального приспособления для опрокидывания кузова (платформы) — самосвального механизма или других приспособлений для механической разгрузки кузова. Кроме этого, автомобили-самосвалы должны иметь повышенную проходимость и маневренность, так как они работают преимущественно на дорогах, значительно уступающих по качеству магистральным автомобильным дорогам,— на подъездных путях к строительным площадкам, в карьерах, где пространство для маневрирования зачастую ограничено. Поэтому, как правило, база у автомобилей-самосвалов несколько короче по сравнению с обычными грузовыми автомобилями того же класса. Общая длина -самосвалов по сравнению с этими автомобилями также уменьшена.


Ухудшенные дорожные условия в сочетании с небольшим расстоянием перевозок, на котором время разгона автомобиля заметно влияет на его производительность, определяют необходимость повышения тяговых качеств автомобилей-самосвалов. Например, у самосвала МАЗ-205 передаточное отношение главной передачи повышено до 9 по сравнению с базовым автомобилем ЯАЗ-200, у которого оно равно 8,21. Это привело к повышению тягового усилия по всем передачам на 9,5%.
Прочность платформы, рамы, подвески и других узлов ходовой части автомобиля-самосвала должна быть больше, чем прочность этих узлов у обычных автомобилей. На современных самосвалах платформы выполняются металлическими , повышенной жесткости.


Рессоры самосвалов работают не только на изгиб от действия вертикальных нагрузок, но и на скручивание вследствие перекоса осей автомобиля по отношению к раме при движении самосвалов по неровным дорогам в карьерах, выемках и котлованах.


Напряжения скручивания достигают больших величин, особенно в местах крепления рессор к раме. Скручивающие усилия воздействуют на кронштейны, установленные на раме, и расшатывают их. В связи с этим, концы рессор у автомобилей-самосвалов изготовляются более прочными, кронштейны усиливаются или применяется особая конструкция подвески, при которой влияние скручивающих усилий в местах крепления рессор становится незначительным. С этой целью концы задних рессор самосвала ЯАЗ-210Е, например, устанавливаются на резиновых подушках.


Чтобы ослабить воздействие на раму автомобиля ударных нагрузок при экскаваторной погрузке и усилий, возникающих при подъеме платформы, на самосвалах применяются дополнительные рамы, так называемые надрамники , устанавливаемые между основной рамой и платформой.


Для эффективного использования мощности погрузочных машин и снижения затрат на перевезенную тонну груза грузоподъемность самосвалов должна быть увеличена по сравнению с грузоподъемностью транспортных автомобилей.


Кроме особенностей, обусловленных эксплуатационными требованиями, автомобили-самосвалы имеют и другие особенности устройства, связанные с установкой самосвальных механизмов, например, на самосвалах изменено крепление запасного колеса, крепление задних сигнальных фонарей, буксирных приспособлений и др. 


Существует большое разнообразие типов самосвалов, которые можно разделить прежде всего по принципу работы самосвальных механизмов и по направлению сваливания груза.


По принципу работы самосвальных механизмов различают автомобили-самосвалы: с опрокидыванием платформы под действием находящегося на ней груза; с принудительной механической выгрузкой и с принудительным опрокидыванием платформы.


К самосвалам с опрокидыванием платформы под действием груза относятся бункерные и инерционные.


Разгрузка бункерных самосвалов производится через £юки в дне платформы или откидыванием боковых бортов (у самосвалов с платформой типа «горбатое дно», имеющих дно платформы с двусторонним наклоном).


На самосвалах с платформой, опрокидывающейся под действием груза, платформа устанавливается шарнирно на раме автомобиля так, чтобы центр тяжести груженой платформы находился ближе к заднему борту и, наоборот, чтобы центр тяжести порожней платформы был смещен ближе к ее переднему борту.
Опрокидывание платформы производится под действием груза, а возвращение в горизонтальное положение—под действием веса платформы.


Аналогично этому осуществляется опрокидывание платформы инерционных самосвалов с той однако разницей,, что для более надежного действия платформа перед разгрузкой дополнительно откатывается по раме назад. Для этого используется сила инерции, действующая на груженую платформу при резком торможении автомобиля, двигающегося задним ходом. Возвращение платформы в горизонтальное положение достигается резким торможением автомобиля при движении вперед.


Автомобили-самосвалы с принудительной механической разгрузкой имеют неподвижную платформу. Разгрузка производится принудительно движущимся дном или специальными продольными шнеками. К наиболее распространенному типу автомобилей-самосвалов относятся самосвалы с принудительным опрокидыванием платформы.


Эти автомобили-самосвалы можно разделить на две группы: с ручным приводом опрокидывающего механизма и с приводом от двигателя автомобиля.
Автомобили-самосвалы с ручным приводом опрокидывающего механизма требуют большой затраты ручного труда и времени на подъем и опускание платформы и поэтому в нашей стране распространения не получили.


Автомобили-самосвалы с приводом от двигателя не имеют этих недостатков и нашли наиболее широкое применение.


В свою очередь автомобили-самосвалы с приводом от двигателя разделяются по типу механизма опрокидывания платформы и могут быть с механическим, пневматическим, электрическим и гидравлическим приводом.


У самосвалов с механическим приводом опрокидывающего механизма последний быстро изнашивается вследствие попадания в него пыли; кроме этого, он не выдерживает ударных нагрузок и не приспособлен для работы с экскаваторами.


Самосвалы с пневматическим приводом опрокидывающего механизма не выпускаются, так как они требуют большого рабочего давления воздуха (50—60 кг/см2), сложны по устройству и в эксплуатации.


Электрический привод получил применение на самосвалах-прицепах.


Гидравлический привод опрокидывающего механизма, благодаря простоте и надежности, является наиболее совершенным и получил широкое распространение на автомобилях-самосвалах.


По способу сваливания груза различают автомобили-самосвалы с бункерной выгрузкой под кузов; с разгрузкой на один бок; с разгрузкой на бок, на две стороны; с разгрузкой только назад; с разгрузкой вперед и с разгрузкой на три стороны.


Преимущество того или иного способа разгрузки определяется конкретными условиями эксплуатации автомобилей-самосвалов.

Опрокидывающие механизмы автомобилей-самосвалов различают по количеству и устройству цилиндров и по способу передачи усилий на платформу.
По количеству и устройству цилиндров опрокидывающие механизмы автомобилей-самосвалов различают с одним и двумя цилиндрами, с простыми и телескопическими цилиндрами.


По способу передачи усилий на платформу различают механизмы с качающимися цилиндрами и шарнирным креплением штока непосредственно к платформе и с качающимися цилиндрами и креплением штока к платформе с помощью системы рычагов (рычажного механизма).

 

Лента новостей

URL ленты не указан.